НЕДЕЛИ

Отношение православной церкви к суррогатному материнству

Среди бездетных супружеских пар есть немало верующих людей, для которых особое значение имеет позиция Русской Православной Церкви. Ее отношение к ВРТ, в том числе и к суррогатному материнству, сформулировано в Основах социальной концепции РПЦ – документе, который был принят в 2000 году Архиерейским Собором.

Так, в документе говорится о том, что использование современных медицинских технологий действительно помогает многим супружеским парам решить проблему бесплодия. Но с другой стороны вмешательство медиков в процесс появления новой жизни может негативно отразиться на духовности и физическом состоянии человека. По мере того, как развиваются репродуктивные технологии, происходит формирование и распространение новой идеологии – идеологии репродуктивных прав. Сегодня она активно популяризируется и на национальном, и на международном уровне. Согласно этой концепции реализация личности (половая и социальная) имеет приоритет над духовной целостностью, моральной устойчивостью, заботой о будущем собственных детей. Современное общество начинает расценивать жизнь как продукт, который выбирают по собственному желанию и которым распоряжаются как материальной вещью.


Молитвы чина венчания Церкви полны веры в то, что рождение детей – это желанный плод супружеской жизни, но все не сводится только лишь к этой цели. Кроме «плода чрева» для мужа и жены выспрашиваются и другие блага: целомудрие, единомыслие, любовь взаимная и непреходящая. Вот почему далеко не все способы, способствующие деторождению, оправдываются церковью. Ее позиция такова: если у супружеской пары нет детей, а терапевтическое и хирургическое лечение не помогло зачатию, с бесчадием нужно смириться и считать его своим особым призванием в этой жизни. По желанию обоих супругов в этом случае возможно усыновление неродного ребенка.

С точки зрения церкви приемлемы лишь те медицинские методы, которые предполагают оплодотворение с участием клеток мужа и жены. В таком случае целостность супружеского союза не нарушается, т.е. принципиального отличия от естественного зачатия не существует. А вот использование донорских половых клеток православной церковью осуждается. Ведь в этом случае происходит вмешательство в супружеские отношения третьей стороны, от чего страдает целостность брачного союза. К тому же распространение таких технологий изменяет отношение общества к отцовству и материнству. Люди становятся более безответственными в этом смысле, ведь анонимные доноры полностью освобождены от обязательств по отношению к своим родным детям. Применение донорских клеток в медицинских репродуктивных технологиях подрывает целостность понятия семьи, поскольку ребенок имеет не только социальных, но и биологических родителей.

Вынашивание плода других родителей (суррогатное материнство) с точки зрения церкви недопустимо, даже если помощь оказана безвозмездно. Женщине приходиться отдавать рожденного ею младенца заказчикам, что является противоестественным и аморальным. Уже в период беременности между женщиной и ее ребенком возникает очень сильная духовная связь, которую после рождения малыша грубо разрывают. В результате глубоко травмируется и ребенок, и выносившая его женщина. Происходит жестокое попрание прекрасного чувства - материнской любви, а ребенку в будущем грозит серьезный личностный кризис.


Кроме того, Православная Церковь осуждает все методы ЭКО, при которых заготавливаются и впоследствии уничтожаются лишние эмбрионы. Это является категорически недопустимым, ведь в православии эмбрионы наделаются человеческим достоинством, что делает невозможным аборты.

С точки зрения церкви недопустимо оплодотворение донорской спермой одиноких женщин, мечтающих о ребенке. Также это касается неженатых мужчин и лиц, имеющих гомосексуальную ориентацию. Реализация «репродуктивных прав» этих людей лишает ребенка традиционной семьи, в которой есть и отец, и мать. Использование методов репродукции вне такой семьи рассматривается церковью как одна из форм богоборчества, которое осуществляется под предлогом защиты свободы личности.

Отношение православной церкви к суррогатному материнству

Почему Церковь против суррогатного материнства



Подводя итоги, отметим, что во многом биоэтические аспекты ЭКО соотносятся с границами, проведенными Русской Православной Церковью. Существует лишь три момента, которые в православии категорически неприемлемы, а именно:

- Заготовка лишних эмбрионов, которые впоследствии приходиться уничтожать.

- Услуги суррогатных матерей.

- Использование половых клеток доноров (присутствие третьей стороны в брачном союзе).


Существуют методы ЭКО, которые можно реализовать, не прибегая к подобным манипуляциям. Поэтому с точки зрения православия допустимым является такой подход к искусственному оплодотворению:

- Для зачатия применяются только клетки супружеской пары. Участие донора, выбор внешних данных или других характеристик ребенка запрещены.

- Создается не более трех эмбрионов, все созданные эмбрионы должны быть имплантированы.

- Не допускается консервация эмбрионов или их уничтожение.

- Вынашивать плод может только родная мать.

- Что касается криоконсервации половых клеток, то эта процедура с точки зрения церкви считается допустимой.

Самым весомым аргументом против экстракорпорального оплодотворения можно считать статистику заболеваний у таких детей. Современная биоэтика основана на принципе о недопустимости экспериментов над человеком без его добровольного согласия. Но при ЭКО получить согласие невозможно, ведь жизнь зарождается после процедуры. Дает ли мечта о родительском счастье право подвергать опасности здоровье человека и саму его жизнь?
Также нужно отметить, что много возражений вызывает и тот метод, при помощи которого получают половые клетки отца.

Однако из основ социальной концепции РПЦ следует, что однозначного запрета на ЭКО нет. Современная медицина будет продолжать развитие репродуктивных технологий, и проблема соблюдения фундаментальных принципов биоэтики остается очень актуальной. В этом смысле стоит особо отметить подход к экстракорпоральному оплодотворению в Италии. В этой стране имеет место совпадение позиции церкви, законодательного регулирования и основных биоэтических принципов. Здесь ЭКО возможно только при условии использования родительских половых клеток без дискриминации полученных эмбрионов (все они должны быть имплантированы).

Крещение детей от суррогатных матерей


Крещение детей от суррогатных матерей



Священный синод Русской православной церкви на основании документа «О крещении младенцев, родившихся при помощи суррогатной матери» разрешил крестить детей рожденных при помощи суррогатных матерей в двух случаях: 1) если биологические родители покаются и осудят содеянное; 2) по достижению ребенком совершеннолетия.

Дата: 25.11.2016

Последние материалы раздела:

img
Суррогатный ребенок

В этой статье мы поговорим о суррогатных детях: чем отличается ребенок, рожденный от суррогатной матери от рожденного от генетической матери, какие трудности могут возникнуть с юридической...

img
Договор суррогатного материнства

Оказание услуг, связанных с суррогатным материнством, невозможно без заключения договора. В этом документе оговариваются права и обязанности всех участников программы (генетических...

img
Отношение православной церкви к суррогатному материнству

Среди бездетных супружеских пар есть немало верующих людей, для которых особое значение имеет позиция Русской Православной Церкви. Ее отношение к ВРТ, в том числе и к суррогатному материнству...

комментарии к статье

0

добавить комментарий